На вопросы редактора отдела культуры Елены Ямпольской и кинообозревателя Виты Рамм в стенах редакции отвечали продюсер кинокомпании «Централ Партнершип», сорежиссер проекта Юрий Мороз, актриса Дарья Мороз и актер Николай Фоменко.
Вита Рамм: Кто был инициатором проекта «Апостол»?
Юрий Мороз: Сценарист Олег Антонов лет пять назад пришел с сюжетной идеей. Нам понравилось. Потом — расширенный синопсис, потом Антонов два года писал сценарий, и еще два года все снималось.
Елена Ямпольская: История полностью вымышлена или у Павла Истомина есть исторические прототипы?
Ю. Мороз: Олег говорил, что история вымышленная, но тут же делал ссылку, что среди его консультантов был человек, намекавший, будто нечто похожее произошло с его отцом. К сожалению, Антонову не удалось еще раз встретиться с этим человеком. А было бы интересно, если бы такая история вдруг всплыла…
Рамм: На мой взгляд, сюжет фильма — это перевернутая евангельская история, где описывается обращение Савла, римского гражданина с блестящей карьерой, гонителя христиан, в прозревшего Павла, который сделал невероятно много для распространения христианства. В вашем фильме все происходит наоборот. Павел, по замыслу НКВД, должен превратиться в Савла и выполнить сложное задание Родины.
Николай Фоменко: Такой смысл в сценарии тоже был заложен. Вообще, хороший сценарий всегда подразумевает многослойность. Сюжетных линий в мире мало, и только дополнительные смыслы могут простую историю сделать необычной. Олег Антонов — человек православный, хорошо знает историю религии. Не буду утверждать, что обращение Павла в Савла было главной темой, но интерпретация евангельской истории, несомненно, и в сценарии, и в фильме присутствует.
Ямпольская: Слово «апостол» подразумевает некую веру. В герое Миронова я никакой веры не обнаружила. У него одно стремление — воссоединиться с женой и ее ребенком.
Фоменко и Ю. Мороз (в один голос): А это и есть главная вера!
Фоменко: У Мела Гибсона есть фильм «Апокалипто», где он чуть раньше нас сказал о том же. Цивилизации приходят и уходят, а главное остается внутри человека. Главный герой Гибсона бежит, чтобы спасти свою семью и начать строить новую цивилизацию. И наш Павел — апостол этой веры. Частная жизнь, семья — для него основа бытия. Мой герой Хромов — апостол другой веры. У каждого свои ценности. Но я не думаю, что и Хромов совсем уж фанат. Я убежден, что нормальный человек в первую очередь всегда будет защищать свое, личное.
В 2005 году я пошел в Кремль и попросил дело своего прадедушки, адмирала флота, который был репрессирован и просидел в подвале Лубянки с 1942 по 1946 год. Их заставляли строить крейсер «Киров». И он был построен. Прадед отвечал за рулевые механизмы. Я прочитал все протоколы допросов, посмотрел фотографии, но 20 фото мне не дали, хотя я пришел, как понимаете, не с улицы. Эти 20 снимков зашиты в отдельном конверте, потому что смотреть на них нельзя, такое это страшное свидетельство пыток. С них еще не снят гриф «секретно». Сложно даже представить, через что ему пришлось пройти. Его допрашивали непрерывно шестнадцать суток. Все это время он сидел на табурете. Все запротоколировано по дням и часам. На третьи сутки уже ответов нет. От человека просто ничего не оставалось.
Но после всего пережитого он строил крейсер, потому что была его жена, были дети. Он не мог не думать о них. А потом в 1946 году собралась тройка, которая приняла решение, что прадедушку моего заставили оговорить себя. Да, ответил прадедушка, я не виноват, меня заставили под пытками. И тройка торжественно объявила, что с него сняты все обвинения и он реабилитирован. Он как был в тапочках, так и приехал из Москвы домой в Ленинград. В конце 1947 года ему позвонили и сообщили, что принято решение о награждении его орденом Ленина. Он ответил: «Спасибо, не надо» и повесил трубку. Все впали в тихий ужас, думали, что опять арестуют, но обошлось…
Ямпольская: В «Апостоле» не только персонажи зеркальны, не только Петр и Павел — близнецы, но вполне сознательно показана и полная идентичность двух систем — фашистской и советской. Между этими двумя зеркалами мечется конкретный человек. Вы действительно думаете, что системы были одинаковыми? А если да, то почему в 1945 году Бог одной дал победить, а второй — разрушиться?
Фоменко: Во-первых, у меня нет уверенности, что можно говорить о победе. Сколько людей мы уложили? Двадцать миллионов? Тридцать? Сорок? До сих пор неизвестно точное число погибших. А похожи ли системы? Да все системы похожи.
Ю. Мороз: Правда находится где-то посередине. Известны факты, что одни неделями защищали свой кусок земли, а в соседней деревне фашистов встречали хлебом-солью — как освободителей от сталинского ига. Советский Союз победил, потому что не он пошел воевать в Европу, а к нам пришли с мечом. Но в свое время меня поразила реакция худрука музыкальной части театра, в котором я служил. Он прошел всю войну и в Германию в 1945-м вошел как победитель. А во время театральных гастролей в Мюнхене по тамошним улицам ходил человек, чуть ли не раздавленный увиденным. Он постоянно спрашивал: и мы победили?! Упаси боже, чтобы мои слова были восприняты как сомнение в нашей Победе. 9 Мая — это самый большой и светлый праздник. Но если после просмотра нашего фильма возникает вопрос о зеркальности систем, то повторюсь: правда посередине.
Фоменко: То, что фильм показали по «Первому каналу», считаю, принципиальная удача. Если вспомнить, как незаметно прошла в прокате самая пронзительная картина о войне — «Они сражались за Родину» Сергея Федоровича Бондарчука, то сегодняшний охват аудитории фильмом «Апостол» меня радует. Оба фильма об одном и том же — о людях. Возвращаюсь к вашему вопросу о зеркальности систем — не мы, а исторические факты доказывают, что и для Гитлера, и для Сталина люди были не важны. Отдельный человек в подобной государственной системе всегда приравнивался к нулю. И эта проблема у нас существует до сих пор.
Рамм: Давайте вернемся к фильму. Показ закончился, потому могу спросить: ваш Хромов на самом деле приезжает в Иран, чтобы убить Павла?
Фоменко: Чтобы съесть! (Смеется.)
Рамм: Финальные кадры явно намекают, что Павел вместо реальности видит прекрасный мираж. Возможно, это посмертное видение. А как было по сценарию?
Фоменко: Вот здесь мы останавливаемся. Я не хотел бы говорить, привез Хромов Истомину семью на самом деле или нет. В любом случае Павел Истомин победитель, он выстрадал свое счастье. А воссоединились они на небесах или на земле, не так важно.
Рамм: При этом уже существует информация, что «Централ Партнершип» заказал продолжение истории. Якобы Павел отправится в Аргентину ловить фашистских преступников — с женой в качестве радистки, а руководить операцией будет Хромов…
Ю. Мороз: Я не помню удачных телепроектов, которые продюсерам не хотелось бы продолжить. Но никто не будет снимать, просто чтобы снимать. И актеры не согласятся, если им это будет неинтересно. Олег Антонов — драматург профессиональный. История может развиваться. Остальное покажет время.
Ямпольская: Николай, как вам работалось в партнерстве с Мироновым?
Фоменко: Хорошо работалось. Мы оба обучены хорошими мастерами и потому делить камеру — я буду лицом сниматься, а ты спиной! — такими глупостями не занимались. Главное — там было что играть.
Дарья Мороз: Мы все на площадке чувствовали себя комфортно. Было время для репетиций, для обдумывания. У меня сцены были тяжкие. Снимали в реальной психбольнице, правда, в корпусе, где нет больных. Кстати, главврача тоже сыграл реальный врач, не актер. Но морально это давалось тяжело, так что вся группа меня трогательно оберегала.
Ямпольская: Что говорят вам об «Апостоле» друзья, коллеги, просто зрители? Каков резонанс?
Ю. Мороз: Доходит разная информация. Пожилые люди возмущаются — как мы посмели показывать наших такими?! А молодые говорят, что мы приукрасили энкавэдэшников, они были еще хуже…
Д. Мороз: Мне говорят, что не могли оторваться, смотрели на одном дыхании.
Рамм: А почему так по-американски выглядят сцены, когда сам Павел начинает тренировать свою тройку? Только что «йес, сэр!» не кричат.
Фоменко: Мы старались быть понятными молодежи.
Ю. Мороз: Тренировки показывают, в каком нервном напряжении находится герой Миронова. Для Павла важно, чтобы его люди были способны выгрызть документы из охраняемого вагона. У него пути назад нет, он должен дойти до конца.
Источник: Известия http://www.izvestia.ru/culture/article3115685/